Приглашаем в путешествие

Забытые страницы еврейской истории

Житомир - Бердичев - Винница - Меджибош - Умань

Войдем вместе ... 
Посмотрим на старинные фотографии! 
Лица людей, которые жили здесь когда-то... - их больше нет! 
Дома, в которых они жили, и синагоги, где они обращались к Богу... 
- их тоже больше нет! 
И некому и не с кем говорить на их языке... 
 
 
"В Украине есть места, где когда-то жила параллельная история Украины – история евреев Подолья, Буковины, Галичины, Волыни и Поднепровья, на 90% уничтоженных гитлеровским режимом и теми, кто ему помогал. Да, да, история украинского народа – это не только Киевская Русь, гайдамаки и Колиивщина. Это и великие цадики, бродившие из штеттла в штеттл вместе с учениками, и хасидские майсы, и, конечно, же синагоги и жилища евреев, навсегда покинувших Украину. То, что не доделали фашисты и полицаи, закончила советская власть. В большинстве местечек Западной и Центральной Украины "еврейский вопрос" решен навсегда. То есть, там больше нет евреев. Однако там остались памятники архитектуры, причем некоторые из них находятся в катастрофическом состоянии..."  (Журналист Евгений Эхильзон.)

Предлагаем Вам пятидневный и шестидневный экскурсионные туры с посещением мест, связанных с историей евреев Украины

  ПРОГРАММА ПЯТИДНЕВНОГО ТУРА

  1 день  - Выезд из Харькова в 6:30 утра. Прибытие в Житомир.
     - Экскурсионная программа Евреи в Житомире.
     - Поселение в отель. Вечерняя прогулка по городу.

  2 день  -
     - Выезд в Бердичев.
     - Экскурсионная программа Евреи в Бердичеве.
     - Поселение в отель. Вечерняя прогулка по городу.

  3 день  - Выезд в Меджибош. БААЛ ШЕМ ТОВ, Рабби Исраел (Бешт) (1698-1760). Основатель хасидизма.
     - Экскурсионная программа в Меджибоше.
     - Выезд в Винницу. Поселение в отель. Вечерняя прогулка по городу. Шоу "Рошен"

  4 день  -
     - Экскурсионная программа в Виннице.
     - Выезд в Умань. Прибытие в Умань в 19:00. Поселение в отель. Вечерняя прогулка по городу.

  5 день  - Экскурсионная программа в Умани. Еврейский квартал и "Софиевка".
     - Отъезд в Харьков. в 14:00. Прибытие в 21:00.


  ПРОГРАММА ШЕСТИДНЕВНОГО ТУРА

  1 день  - Выезд из Харькова в 6:30 утра. Прибытие в Житомир.
     - Экскурсионная программа Евреи в Житомире.
     - Поселение в отель. Вечерняя прогулка по городу.

  2 день  -
     - Выезд в Бердичев.
     - Экскурсионная программа Евреи в Бердичеве.
     - Поселение в отель. Вечерняя прогулка по городу.

  3 день  -
     - Выезд в Винницу.
     - Экскурсионная программа в Виннице.
     - Поселение в отель. Вечерняя прогулка по городу. Шоу "Рошен"

  4 день  - Выезд в Меджибош. БААЛ ШЕМ ТОВ, Рабби Исраел (Бешт) (1698-1760). Основатель хасидизма.
     - Экскурсионная программа в Меджибоше.
     - Возвращение в отель. Вечерняя прогулка по городу. Шоу "Рошен"

  5 день  - Отъзд по маршруту: Немиров - Печера - Тульчин - Брацлав - Умань.
     - Остановки в Немирове, Печере, Тульчине, Брацлове. Прибытие в Умань в 19:00. Ночлег в отеле.

  6 день  - Экскурсионная программа в Умани. Еврейский квартал и "Софиевка".
     - Отъезд в Харьков. в 14:00. Прибытие в 21:00.


Стоимость тура: 3600 гривен. В стоимость входит: проезд автобусом по всему маршруту, начлег в отелях (5 ночей), экскурсионное обслуживание, входные билеты в музеи, страховка.


Житомир

Евреи стали селиться в Житомире в начале 18 в., хотя официально им было запрещено проживать там до 1792 г. Занимались торговлей, ремеслами, содержали постоялые дворы (корчмы) и шинки.
В 1789 г. еврейское население составляло треть жителей города (882 человека). В 1791 г. в Житомире жил 1261 еврей, а в 1847 г. — около 9500 евреев.
Широкое распространение в Житомире с конца 18 в. получил хасидизм. В 19 в. Житомир был одним из центров еврейской культурной жизни.
В 1886 г. в Житомире было зарегистрировано 39 хедеров с 348 учениками, талмуд-тора с 423 учениками. В 1903–1904 гг. функционировали 54 хедера, талмуд-тора, двухклассное училище с 252 учениками, пять частных женских школ с 372 ученицами, женская профессиональная школа (с 1898 г.). Действовала еврейская библиотека.
В 1847 г. в Житомире было открыто раввинское училище, преобразованное в 1873 г. в Еврейский учительский институт, закрытый правительством «за ненадобностью» в 1885 г.
В 1920 г. в Житомире был открыт еврейский педагогический техникум. В 1922 г. были закрыты все хедеры и иешивы.
В конце 1920-х гг. функционировал подпольный хедер, организованный хасидами Хабада, в 1934–37 гг. — подпольная хабадская иешива. После закрытия иешивы преподаватели были осуждены на десять лет лишения свободы.
В 1945 г. была открыта синагога, которая в 1962–63 гг. была закрыта.
В 1992 г. в Житомире была создана еврейская религиозная община, тогда же общине было возвращено здание синагоги.
В это же время в Житомир приезжает молодой и энергичный раввин Вильгельм Шломо со своей семьёй. С этого момента начинает возрождаться еврейская жизнь на территории Житомирской области.
За прошедшие 16 лет благодаря энергии и повседневной работе раввина Вильгельма в Житомире были основаны: детский садик и еврейская гимназия, высшие учебные заведения для юношей и девушек, социально-реабилитационный центр «Детский городок» для детей- сирот и детей из неблагополучных семей. Также за это время Вильгельмом Шломо были основаны: Благотворительный фонд «Ор Авнер», деятельность которого распространяется на десять областей Западной Украины, и Объединение иудейских религиозных организаций Житомирского региона, которое имеет в своем составе свыше 70 еврейских обществ, расположенных в городах и местечках тринадцати областей Центральной и Западной Украины.





Бердичев

Бердичев - город особенный в Украине. Более ста пятидесяти лет он был неформальной культурной и торговой столицей украинских евреев. С 1765г. здесь проводились ярмарки, одни из крупнейших в Европе. До революции по численности населения, 80% которого составляли евреи, Бердичев занимал пятое место в Украине. В Бердичеве говорили исключительно на идиш. Город был одним из центров хасидизма. Здесь жил знаменитый цадик Лейви-Ицхок Бердичевский, творил классик литературы на идиш Менделе-Мойхер Сфорим, а Шолом-Алейхем увековечил Бердичев под именем Касриловки. Импозантный центр назывался "Новым городом", "Старый город" был ядром хасидизма, на окраине - "Песках" - обитали евреи-ремесленники, а немногочисленные украинцы и поляки жили на "Той стороне реки". И в наше время можно увидеть типично еврейские домики и ощутить атмосферу еврейского местечка того времени.
В XIX веке Бердичев был крупнейшим еврейским центром в Украине и одним из крупнейших в Европе. Его называли Волынским Иерусалимом. Здесь проживало более 50 тысяч евреев.
Впервые упоминание о нем встречается в актах 1546 г., где он значится как село Беричиково. Первые свидетельства о евреях в Бердичеве относятся к 1593 году, а о еврейской общине - к 1721 году. С середины XVI века и до 1793 года (когда он был присоединен к России) был одной из наиболее значительных еврейских общин Польши, в чьем составе он тогда находился. Его часто называли "Иерусалимом Волыни".
Значение торгового центра город получил в 1765 году, после учреждения там королем Станиславом Августом 10 крупных ярмарок в году. В последнюю четверть XVIII в. Бердичев стал одним из центров хасидизма, а с начала XIX в. - одним из центров еврейского книгопечатания в России.
В конце 80-х годов XVIII в поселился глава волынских хасидов Леви-Ицхак Бердичевский (умер в 1809 г). Это способствовало тому, что Бердичев стал на многие десятилетия средоточием юго-западного хасидизма, город называли "еврейской столицей" Юго-Западного края. В I-й половине XIX в. Бердичев становится крупным центром по оптовой и посреднической торговле сельскохозяйственными продуктами, которой занимались почти исключительно евреи. Наряду с этим евреи, населявшие Бердичев, занимались также различными ремеслами: сапожным, портняжным, столярным, кузнечным и кожевенным. Но в конце 40-х гг. XIX в. значение Бердичева как торгового центра стало постепенно падать.
Ряд еврейских фирм перенесли свою деятельность в другие города, преимущественно в Одессу. После поражения польского восстания 1863 многие поляки-помещики выехали в Польшу. Таким образом торговые посредники Бердичева лишились постоянных клиентов. Введенные в мае 1882 года "Временные Правила" запретили евреям проживать в сельской местности. Это лишило евреев-посредников по торговле с-х продукцией возможности скупать её в селах, в результате чего Бердичеву как центру по сбыту с-х продукции, был нанесен значительный ущерб. По данным конца XIX в. 20% еврейского населения Бердичева жило за счет благотворительности.
В начале 40-х годов XIX в. в Бердичеве стали распространяться идеи просветительства - гаскалы. В 1850-м было открыто еврейское казенное училище 1-го разряда, в 1860-м - еще одно, затем прибавилось несколько частных училищ. Однако в конце XIX в. 90,6% еврейских детей не посещали школу, 42% мужского и 68% женского еврейского населения были неграмотны.
В еврейском фольклоре и литературе (Менделе Мохим Сфарим, Шалом Алейхем, Дер Нистер и др. ) и в то же время в русской антисемитской традиции XIX - XX вв. Бердичев - это символ типичного еврейского города.
В начале 1919-го бердичевские евреи пострадали от погромов, учиненных украинскими националистами.
С первых же лет установления советской власти начались ограничения еврейской религиозной жизни. До Октябрьской революции 1917 года в Бердичеве существовало около 80 синагог. В 20-30 гг. большинство из них было закрыто.


Раби Леви-Ицхак из Бердичева
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!».
Раби Леви-Ицхак бар Меир Дербаремдикер (раби Леви — Ицхак из Бердичева); 5500-5570/1740-1809/гг. ) — выдающийся праведник, один из духовных лидеров поколения.
С отцовской стороны ему предшествовало тридцать шесть поколений выдающихся раввинов и знатоков Торы. По материнской линии он происходил из рода знаменитого законоучителя и комментатора Талмуда раби Шмуэля Эйдельса (Маарша).
Родился в Галиции, в местечке Гусков, расположенном рядом с городом Пшемысль. Его отец, раби Меир бар Моше был раввином Гускова.
Вскоре после бар-мицвы раби Леви-Ицхак женился на дочери богача раби Исраэля Переца из городка Любартув, возле Люблина. Молодая семья поселилась недалеко от дома тестя, который принял на себя все заботы по ее содержанию.
В семнадцать лет он познакомился с одним из вождей хасидского движения раби Шмуэлем-Шмелке Гурвицем (раби Шмелке из Никольсбурга), который ввел его в круг учеников раби Дова-Бера (магида из Межерича). Раби Леви-Ицхак был одним из немногих учеников, сумевших постигнуть сокровенную сущность учения Магида и приобщиться к его духовному свету.
В 5545/1785/ году раби Леви-Ицхак стал главным раввином Бердичева, крупнейшего города на Волыни, где влияние хасидов было преобладающим.В 5545/1785/ году раби Леви-Ицхак стал главным раввином Бердичева, крупнейшего города на Волыни, где влияние хасидов было преобладающим.
На исходе Йом кипура раби Леви-Ицхак сказал хасидам: «Сегодня, в этот час, должна была закончиться моя жизнь. Но мне очень хотелось выполнить две важные заповеди праздника Суккот: прожить в шалаше и благословить четыре вида растений. Поэтому, я просил Всевышнего продлить мою жизнь, и молитва была услышана». Через день после Суккот, на исходе праздника Симхат Тора, раби Леви-Ицхак заболел и на следующий день скончался.
Раби Леви-Ицхак умер в Бердичеве двадцать пятого тишрея 5570/1809/ года.
На его могиле был воздвигнут каменный шатер — в соответствии с его завещанием, без всякой надписи.



Винница

Винница - небольшой город с большой историей, в том числе и еврейской. Достаточно сказать, что в 1913 году 47% горожан составляли иудеи.
"Тропами еврейськой Винницы". Эта экскурсия стала жемчужиной в цикле путешествий по неизвестным местам нашего города. Ее изюминка - демонстрация немого фильма "Еврейское счастье", который частично снимался в Виннице в 1924 году. Во время экскурсии мы идем по улочкам, где проходили съемки фильма, изучаем типичную местечковую застройку, вспоминаем людей, родившихся здесь и прославивших наш город.
Маршрут начинается у столетней водонапорной башни, затем идет по Иерусалимке, где когда-то проживало большинство евреев Винницы. У Южного Буга ютилась беднота и стояли ветхие лачуги (Нижняя Иерусалимка), ближе к центру - жили евреи побогаче (Верхняя Иерусалимка), здесь сохранились каменные дома и элементы местечковой застройки. Многое, конечно, было разрушено, но в целом Иерусалимка сохранила колорит еврейского местечка с разнородными, наползающими друг на друга домиками.
Примечателен особняк Львовича, построенный в 1913 году в стиле неоклассицизма и принадлежавший одному из богатейших людей Винницы того времени - Борису Моисеевичу Львовичу.
На деньги Львовича содержалась "Талмуд-Тора", он выделял средства на похороны нищих, приданое для бедных невест и т.п. Львович владел одним из крупнейших металлургических предприятий той эпохи - Винницким чугунолитейным заводом "Молот" (сейчас это - Винницкий завод тракторных агрегатов). Металлические чугунные лестницы, люки водопроводных колодцев, трубы - все это верой и правдой до сих пор служит горожанам. На заводе Львовича изготовлено и чугунное крыльцо с лестницей - элемент фасада здания Государственного архива Винницкой области (бывший иезуитский монастырь). Особняк Львовича сделан со вкусом и вместе с тем без лишней помпезности. На фризе можно увидеть инициалы первого владельца особняка - BL. В 1918-м здание национализировали, а сам Львович эмигрировал.
Грянула война, и в 1919 году в Винницу приехало руководство Директории во главе с Симоном Петлюрой и, не надолго, Винница стала столицей Украины. Министры Винниченко и Чеховский разместились в отеле "Савой" (также очень красивое здание, построенное по заказу богатого еврея Бериша Марковича Лехтмана. А сам Петлюра облюбовал себе особняк Львовича, и не зря - дом, даже сейчас, поражает своей красотой. Правда и Петлюре через месяц пришлось уйти, а пришедшая советская власть поселила сюда различные учреждения. В 1932 году здание отдали под Винницкое областное радио.
Симметрично, между Бугом и Соборной улицей расположен район Новая Иерусалимка. Именно здесь на ул. Володарского находится дом, где в 1889 г. родился известный художник Натан Исаевич Альтман. Он известен, прежде всего, как автор портрета Анны Ахматовой, но кроме этого создал целую серию портретных бюстов вождей революции и был автором эскизов герба и флага РСФСР. Тем не менее, в Виннице он не удостоился даже мемориальной доски. Действительно досадно, что на родине его никак не "отметили". А ведь он рисовал и родную Винницу - известны его зарисовки старых домиков на Иерусалимке. Вернувшись из Франции в 1911 г., он пишет, например, картину "Еврейские похороны" - печальное воспоминание о смерти деда, и серию карикатур на своих земляков, которую издает отдельной книгой под названием "Винница в карикатурах" (1912). В конце восьмидесятых годов, в разгар перестройки, когда стали переименовывать улицы, группа винницких художников обращалась в обладминистрацию с ходатайством переименовать ул. Коммунистическую, на которой жил Натан Исаевич с бабушкой, в улицу Альтмана. Но безрезультатно.
Нельзя обойти тему Холокоста - всего за годы нацистской оккупации в Виннице, по разным оценкам, было уничтожено от 20 до 25 тысяч винницких евреев. Как раз здесь, в районе ул. Коммунистической было создано гетто, откуда у обреченных была лишь одна дорога.
На этой же улице на доме №22 установлена мемориальная доска талантливому молодому поэту Ефиму Аптекману. Он участвовал в подпольной группе, которая в начале 1960-х создала в Виннице литературное течение "марксистов-футуристов" с выпуском альманахов и рукописных журналов. КГБ преследовало юных "марксистов", возможно, поэтому самый талантливый представитель винницкого андеграунда Ефим Аптекман покончил жизнь самоубийством в 1966 г. не дожив и до 20 лет.
Место пересечения улиц Свердлова, Володарского и Шолом-Алейхема винницкие юмористы называют "перекресток трех евреев".
Успешная совместная работа в Государственном Еврейском Театре (ГОСЕТ) Грановского, Михоэлса, Альтмана и композитора Пульвера натолкнула их на мысль снять вместе фильм. Сценарий был написан по Шолом-Алейхему, а автором титров стал Исаак Бабель. В 1924 г., когда стал вопрос о выборе натуры, съемочная группа по предложению Альтмана приехала в его родную Винницу, один из районов которой - а именно Иерусалимка - сохранился в первозданном "шолом-алейхемовском" виде. Для нас этот фильм примечателен тем, что пленка запечатлела старую Винницу 1920-х годов, людей, здания, сохранила дух той эпохи.
В завершение экскурсии участники смотрят этот фильм в кафе-музее, пытаясь угадать, что за здание промелькнуло, или где именно был снят тот или иной кадр.





Меджибош

История Меджибожа неразрывно связано с хасидами. В 1740 году здесь поселился Исраель Бааль Шем Тов (Бешт), и Меджибож стал родиной основанного им хасидского движения.
Историю восточноевропейского еврейства последних трех столетий невозможно представить без хасидизма. Это движение, возникшее в середине XVIII столетия, быстро завоевало сотни тысяч последователей сначала в Подолии, Волыни, Галиции, а впоследствии по всему миру. Хасидизм и по сей день отличается необыкновенной эмоциональной притягательностью и глубиной.
Основатель хасидского учения, мистик и чудотворец Исраэль бен Элиэзер (около 1700-1760), более известный как Баал Шем Тов ("Обладатель имени Бога") - акроним Бешт - родился в деревне Окопы в польской провинции Подолия, около Днестра. Исраэль появился на свет, когда отец был стариком, и скоро остался сиротой. Он был необычным ребенком, в двенадцать лет уже помогал учителю, наблюдая за младшими детьми, провожая их в школу и домой. Скрытый праведник, он иногда выполнял работу резника или простого рабочего. Баал Шем ходил из деревни в деревню, казалось, без особой цели. Затем женился на сестре известного ученого рава Гершона Китовера, который вначале стыдился нового родственника.
Баал Шем Тов присоединялся к группам благочестивых людей, а потом несколько лет провел в изоляции в горах, в Карпатах, рядом с Китовым. В итоге он осел в маленьком городе Тлусте в польской Галиции. Там, в возрасте тридцати шести лет он "раскрыл" себя и приобрел широкую известность как целитель и святой человек. Потом он стал посещать еврейские города и местечки Подолии, Волыни и Галиции, привлекая многочисленных последователей.
Прах реформатора иудаизма покоится на еврейском некрополе. Поклониться выдающемуся цадику приезжают тысячи его последователей.


Меджибожский замок - одна из жемчужин Хмельнитчины - относительно невелик. Его площадь составляет 1361 квадратный метр, а высота самой высокой северной части достигает 21 метра. Первое упоминание о городке, который дал название и замку, встречаем в Русской летописи под 1146 годом, когда великий князь киевский Изяслав Мстиславович передал удельному князю Святославу Всеволодовичу "Божский, Межибоже и еще пять город".
В 1363 году великий князь литовский Ольгерд разгромил монголо-татарское войско в битве на речке Синюхе (ныне - Синие Воды). Казалось бы, можно было вздохнуть с облегчением, но Черный и Кучмацкий шляхи - важнейшие сухопутные пути сообщения - облюбовала Крымская орда. Пришлось развернуть каменное строительство. От крепости XIV столетия сохранились две башни, в том числе - донжон и западная оборонная стена.
В Музее-крепости Меджибож сохранился интересный документ: грамота на право самоуправления Меджибожа по статьям Магдебургского права, подписанная Адамом-Иеронимом Сенявским. В ней, в частности, указывается, что "перепони, кобилиці, башти, вежі, паркани, брами повинно завжди справляти і мати свою варту... на воротах... Кожний міщанин, який має дім, повинен мати рушницю довгу, фунт пороху і копу підібраних куль… а я гарматами та гаківницями буду забезпечувати, а в кожному десятку треба мати двох озброєних або двоє в латах... До оборонного будівництва навколо міста підлягають всі міщани, як християни, так і євреї, без жодного винятку...".






Умань

Центр Брацлавских хасидов в Умани.
Город Брацлав как и Умань в современной еврейской культуре связан с именем одного из самых оригинальных учителей хасидизма, рабби Нахмана Брацлавского, правнука Баал Шема.
Проповедуя аскетизм и самоотречение, как подготовку к приходу Машиаха, он собрал вокруг себя небольшую группу преданных учеников. Рабби Нахман видел свое призвание в коренном обновлении иудаизма, его острая критика современных ему хасидских лидеров привела к острейшему конфликту, который даже чуть не привел к его отлучению от общины. Только благодаря заступничеству Леви Ицхака из Бердичева херем не состоялся.
Однако борьбу против него возглавил вышеупомянутый рав Арье Лейб из Шполы, по прозвищу "Шполянский Дед". Точные мотивы конфликта между двумя цадиками неизвестны. Некоторые считают, что Арье Лейб обвинил рабби Нахмана в саббатианской ереси. Дело в том, что когда Нахман поселился в Брацлаве, там уже существовала хасидская община, весьма неоднородная по своим идеологическим привязанностям. По слухам, Яков Франк, известный вероотступник, жил когда-то Брацлаве, и в 1759 году обратил в христианство во Львове пять брацлавских евреев.




Софиевский дендропарк



ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ ДЕНДРОПАРКА "СОФИЕВКА"

В старинном городе Умань есть живописный уголок, который справедливо называют чудом Украины, ее жемчужиной. Это дендрологический парк «Софиевка» — выдающееся творение садово-паркового искусства с изумительным сочетанием искусственных гротов, водопадов, горных вершин, каналов, каменных лабиринтов с фонтанами, павильонами, беседками, скульптурами и мраморными статуями античных богов, философов и поэтов. Попав сюда, Вы сразу убедитесь, что все в парке напоминает сказку. Основан парк в 1796 году богатым польским магнатом Станиславом Потоцким в честь жены красавицы-гречанки Софии, и был подарен ей в день ее ангела в мае 1802 года. Идея создания парка в романтическом стиле с использованием римской и греческой мифологии принадлежала самой Софии.
В парке высаживали деревья местных пород и экзотические растения, привезенные из разных стран мира. Украсили сад мраморными статуями греческих богов и богинь, философов и поэтов. Каждый уголок парка овеян мифами и легендами древних Греции и Рима, связан с романтическими историями о семейной жизни Потоцких.
«Софиевка» прекрасна в любое время года, это настоящий шедевр паркового искусства, созданный с любовью и во имя любви.