Приглашаем в путешествие
Тернопольщина. История и духовность.

Збараж - Тернополь – Микулинцы - Зарваница - Бучач - Чертков - Вишневец - Почаев - Кременец

Карта района путешествия


1 день - Збараж - Тернополь
2 день - Тернополь - Микулинцы - Зарваница - Бучач - Чертков - Тернополь
3 день - Тернополь - Вишневец - Почаев - Кременец

1 день. Приезд в Збараж, где в 1649 г. войска Б.Хмельницкого в течение двух месяцев держали в осаде польскую армию. Именно битва под Збаражем стала кульминацией знаменитого фильма Ежи Гофмана «Огнем и мечом».
Среди достопримечательностей Збаража выделяется прекрасно сохранившийся Збаражский замок, основанный в 1620 году. Его окружают земляные валы и казематные валы, глубокий ров, а въехать на территорию замка и сейчас можно только через одни ворота.
Посреди замковой территории находится роскошный дворец, выполненный в стиле ренессанс, в ней сейчас представлены музейные экспозиции, включающие портреты князей Вишневецких и Потоцких, которым когда-то принадлежала каменная твердыня. Особенно привлекает коллекция старинного оружия и мощные пушки.
Спустившись с замковой горы мы осмотрим действующий Бернардинский монастырь, в архитектурном комплексе которого доминирует роскошное здание костела Святого Антония. В Збараже мы также увидим Воскресенскую церковь, основанную в XVII столетии, которая выполнена в стиле украинского барокко, и привлекает необычной формой куполов-маковок. На территории Старого Збаража, на окраине современного города, находится старейший храм региона — Преображенская церковь, возведенная в 1600 году. Хотя сам храм небольшой, наибольшее удивление вызывают его мощные стены – он строился в неспокойные времена, и помимо религиозных нужд, должен был выполнять еще и оборонительную функцию. До сих пор в его стенах можно различить бойницы в стенах, которые впоследствии замуровали. На стене древнего храма сейчас установлены солнечные часы, а рядом с ним расположен монумент, воздвигнутый в честь 400-летия церкви.



После экскурсии в Збараже мы едем в Тернополь. Уютный город на реке Серет. До 1934г. назывался Тарнополь — в честь его основателя, великого коронного гетьмана Яна Тарновского. В древнерусские времена на месте современного Тернополя находилось укрепленное поселение Сопильче (Топильче), уничтоженное ордой Хана Батыя в 1241г. Магдебургское право Тернополь получил в 1548г. Во времена Средневековья город был крупным торговым центром на пересечении торговых путей. С 1772г. Город находился в составе Австро-Венгрии. В ноябре 1818г. он — столица Западно-Украинской Народной Республики. С 1919г. вошел в состав Польши, был центром воеводства.
В числе наиболее интересных архитектурных памятников города — замок на берегу пруда (1540-1544), Доминиканский костел (1749-1779), Рождественская церковь (1602-1608), Воздвиженская церковь (XVI в.). Во время экскурсии по городу мы увидим памятник Даниле Галицкому, Доминиканский костел, основанную в 1570 году Воздвиженскую церковь, которая построенная над живописным прудом на древнем сакральном месте, церковь Рождества Христова, основанную в начале XVII столетия, Тернопольский замок, Венецианский дворик – памятник архитектуры, расположенный на углу улиц Качалы и Шевченко. Тернопольский замок был сооружен в 1540-1548 Я.Тарновским. В 19 столетии преждний глава города Ф. Коритовский перестроил замок в дворец, уничтожив остатки фортификационных сооружений, и построил ограду из тесаного камня с воротами, украшенными пилонами с гербами. У 1843 замок отдали под военные казармы.





2 день В третий день нашего путешествия мы отправимся по маршруту: Тернополь - Микулинцы - Зарваница - Бучач - Чортков - Тернополь.
Первый пункт маршрута – село Микулинцы, расположенное в 19 километрах от Тернополя. Во времена Галицко-Волынского княжества здесь проходили важнейшие торговые пути, а для обороны стратегического места был построен мощный Микулинский замок. Построенное в XVI столетии фортификационное сооружение над рекой Серет находится в плачевном состоянии, сам замок четырехугольный в плане, а среди замковых построек до наших дней дошли две мощные угловые башни и часть хозяйственных помещений.
Рядом со старинным замком находится роскошный Дворец Потоцких – величественное двухэтажное здание, соединенное красивыми аркадами с боковыми флигелями. Его фасад украшают атланты и вырезанные из дерева скульптурные композиции, а рядом когда-то находился регулярный парк, от которого осталось немногое.
Троицкий костел XVIII столетия привлекает величественной архитектурой и роскошью барокко, его можно увидеть даже из окон дворца магнатов Потоцких, финансировавших строительство католического культового сооружения. Его проект разрабатывали выдающиеся европейские архитекторы, а за основу взят проект собора в Дрездене.

Далее у нас переезд в Зарваницу. Экскурсия по комплексу Марийского Духовного центра – Всемирного центра отпущения грехов. Зарваница - один из 15-ти мировых Богородичных центров признанных католической церковью, главный духовный центр украинской греко-католической церкви, стоящий на ровне с Киево-Печерской лаврой. Согласно легенде «Один из киевских монахов убегая от преследования татар, обессиленный и изнеможенный оказался в лесах над рекой Стрипой. Долгое скитание и нестерпимый голод так обессилили его, что, монах заснул. Во сне появилась к нему Матерь Божья с двумя ангелами, которые держали в руках белые лилии. Монах упал перед Пречистой Девой Марией на колени. Проснувшись, он увидел прекрасную долину, окруженную венком густого леса, а в росистой траве засветился источник чистой воды, а над ним стояла икона Пресвятой Девы Марии с маленьким Иисусом на руках. Монах вспомнил сон и поклонился Пречистой. Это место, где застал его сон, назвал Зарваницей. В знак благодарности за спасение он построил возле ручья каплицу и поместил в ней икону Богоматери. Услышав о чуде, сюда начали приходить и поселяться люди. Однажды будучи безнадежно больным к иконе Матери Божьей Зарваницкой пришел князь этих земель и попросил исцеления, прикоснувшись в иконе от него ушли все недуги. В знак спасения князь отстроил церковь и икону перенесли туда. Так началась Зарваница».


Переезд в Бучач. Прежде всего, Бучач ассоциируется с творчеством знаменитого скульптора Иоганна Пензеля, а для осмотра сохранившихся скульптур экскурсию по городку можно начать с посещения Ратуши. Величественное здание Ратуши, построенное в 1751 году по проекту выдающегося архитектора из Львова Меретина, сейчас считается визитной карточкой Бучача. Оно представляет собой двухъярусную конструкцию, построенную сверху на двухэтажном здании кубической формы. Старинную Ратушу сверху венчает грациозный восемнадцатиметровый шпиль, ее фасад богато украшен необычными скульптурами. В настоящее время проводится реставрация данного шедевра архитектуры, на фасад уже установлены необычные музыкальные часы, отбивающие каждые 15 минут и играющие национальные украинские мелодии. Недалеко от ратуши можно увидеть Успенский костел, интерьер которого был оформлен скульптором Иоганном Пензелем, особенно интересно его посещение во время католической службы. У костела начинается дорога к замковой горе, где расположены руины Бучацкого замка, возведенного еще в XIV столетии магнатами Бучацкими, а затем перестроенного аристократами Потоцкими. От фортификационного сооружения осталась лишь незначительная часть оборонительной стены и руины башен, сохранившиеся лишь на уровне первого яруса. Рядом с замковым холмом находится еще одна достопримечательность Бучача – действующий Василианский монастырь, в архитектурный комплекс которого входят Крестовоздвиженская церковь с величественной колокольней, здания с кельями монахов, Коллегиум Святого Иосафата. На территории древнего города находятся и другие культовые сооружения, среди которых выделяется построенная в стиле барокко Покровская церковь. Сам храм с белым фасадом однокупольный, его толстые стены напоминают о выполняемой ранее оборонительной функции. Николаевская церковь, сохранившаяся в городке с XVI столетия, характеризуется строгим и неброским характером, как и другие храмы города, она в свое время использовалась в оборонительных целях. На уровне ее второго яруса до сих пор сохранились бойницы, но особенный интерес вызывает старинный иконостас – главная изюминка храмового интерьера.

И последним в этот день у нас будет Чортков. Здесь мы осмотрим Чортковский замок, возвышающийся на Выгнанской горе, величественный Доминиканский костел, построенные из дерева храмы – Вознесенская и Успенская церкви, каменная Покровская церковь, старинная синагога. Особенно привлекает здание Новой Ратуши, отличающейся минимализмом в оформлении фасада, и так разительно отличающаяся от нее Старая Ратуша на Рыночной площади с петушком на крыше. Архитектурный ансамбль Рыночной площади включает и старинные торговые ряды с магазинчиками, в которых продаются сувениры. А после незабываемой прогулки по историческому центру Чорткова можно зайти в кафе «Лемковская светлица» и попробовать самобытные блюда лемковской кухни. Привлекательно смотрится и необычная архитектура Народного дома, строительство которого финансировала польская община Чорткова, а Старая и Главная синагоги напомнят об удивительном духовном мире еврейской общины города.







3 день Этот день у нас посвящен Почаеву и Кременцу.
По дороге в Почаев заедем в живописный городок Вишневец на берегу реки Горынь, который был основан еще в XIV столетии. История живописного городка неразрывно связана с родом Вишневецких, а его главными достопримечательностями являются сохранившийся дворцово-парковый ансамбль старинного украинско-литовского рода. Главная достопримечательность – величественный Дворец Вишневецких, построенный в 1720 году на фундаменте мощного средневекового замка XV столетия, во время реконструкции ставшего частью нового дворцового ансамбля. Сам дворец посреди огромного парка двухэтажный, своей формой напоминает букву «П». Во время экскурсии по нему следует обратить внимание на решение фасада с треугольным фронтоном, богато украшенным пышной лепкой. К сожалению, до наших дней не дошли ни зеркальный зал дворца, ни картинная галерея князей Вишневецкий, ни первозданные интерьеры роскошной магнатской резиденции. Среди памятников архитектуры выделяется Вознесенская церковь в форме корабля, построенная в 1530 году и на протяжении столетий использовавшаяся в качестве родовой усыпальницы князей Вишневецких. Недалеко от дворца Вишневецких находится еще одна достопримечательность городка – старинный Кармелитский монастырь, основанный в 1640 году, когда строилась новая оборонительная система Вишнивецкого замка. Костел Святого Михаила, выполненный в стиле барокко, был взорван во время советской власти, а сейчас от архитектурного ансамбля монастыря осталась лишь необычная каменная ограда и здание, где когда-то находились кельи монахов.

Экскурсия по Почаевской Лавре - одной из величайших святынь православного мира, основанной монахами Киево-Печерской Лавры. Здесь находятся три православных святыни: След Стопы Богородицы с источником целебной воды, чудотворная икона Почаевской Божьей Матери и мощи преподобного Иова.

Здесь Подробно о Лавре!

Переезд в Кременец. Экскурсия по городу с подъемом на гору Бона к остаткам замка XII-XVI столетий, с которой, по легенде, был переброшен на соседнюю гору кожаный мост. С горы открывается впечатляющая панорама города: Николаевский собор с кельями, Богоявленский монастырь, дома-близнецы и ансамбль Кременецкого лицея XVIII-XIX веков, который в свое время был крупным образовательным центром, названным «Волынские Афины.
Величественный комплекс зданий иезуитского костела, монастыря и коллегиума в стиле барокко является архитектурной доминантой Кременца. В XVIII-XIX вв. это это был один из крупнейших центров просвещения на подольских и волынских землях. Монахов-иезуитов пригласил в Кременец князь Я. Вишневецкий для создания католического коллегиума на базе братской школы Богоявленского монастыря. В 1731-43 гг. известный итальянский арх. П. Фонтана на средства Вишневецких возвел костел Св. Игнатия Лойлы и Станислава Костки (сейчас Преображенский собор УПЦ КП) с примыкающими к нему учебными корпусами. В 1805 г. по инициативе историка, просветителя Т. Чацкого коллегиум был преобразован сначала в Волынскую гимназию, а затем в Волынский лицей. Известный паркостроитель Д. Макклер (Миклер) заложил при нем ботанический сад, существующий и поныне. В 1832 г., после подавления польского восстания, высшая школа была закрыта, а ее библиотечные фонды и преподавательский состав стали основой для создания Киевского университета. Вместо лицея была открыта духовная семинария. После возвращения поляков в нач XX в. лицей был восстановлен, а в советские времена на его базе открыли педагогическое училище. Сейчас это Кременецкая областная гуманитарно-педагогическая академия им. Т. Шевченко.
Дворец К. Дзембровской построен в стиле классицизма архитектором Ю. Гофманом до 1750 г. Здание выдержано в романтическом стиле с элементами мавританского колорита. Вокруг виллы английским садовником Д. Макклером был разбит парк. В кон. XIX в. усадьба принадлежала графу П. Демидову. Сейчас - средняя школа №2.
Каменный Кременецкий замок на месте древнерусского городища возник в XII в. на вершине Замковой горы (Боны). В XV в., по приказу Великого князя Литовского Витовта, его укрепили оборонными стенами. Расцвет Кременецкого замка связан с именем неаполитанской принцессы Боны Сфорца, жены польского короля Сигизмунда I, который подарил ей Кременец в 1536 г. Родственница римского императора, Бона укрепила замок, имевший к тому времени три башни, высокие стены и вооруженный пушками гарнизон. На замковом дворе размещались казармы, пороховой погреб, осадный колодец (80 м) и дворец, который Бона превратила в роскошную резиденцию. Хоть достоверных сведений о пребывании королевы Боны в Кременце нет, но с тех времен ходят легенды о ее красоте, темпераменте, искушенности в интригах, но также и о крайней жестокости. В 1648 г. Кременецкий замок был взят штурмом и полностью разрушен казацким отрядом М. Кривоноса. Сохранились башня с воротами и оборонительные стены. Экскурсии проводят сотрудники Кременецко-Почаевского государственного историко-культурного заповедника.
Основанный в XVII в. Кременецкий православный монастырь ныне занимает помещение построенного в 1760 г. С. Потоцким католического монастыря реформаторов. Именно при Богоявленском монастыре в 1633 г. в Кременце была создана первая школа, типография и больница. Обитель получила благословение митрополита П. Могилы. В 1638 г. в братской типографии был издан один из первых церковнославянских учебников - "Кременецкая грамматика". Впоследствии школа была преобразована в иезуитский коллегиум, а нынешнее помещение Богоявленский монастырь получил после ликвидации греко-католической унии в 1832 г. В нач. XX в. над Святыми вратами возвели трехъярусную колокольню. При монастыре действовала братская Свято-Николаевская церковно-приходская школа. В 1959 г. монастырь был закрыт, в 1990 г. возродился как женский.






Из истории Збаражского замка
Збаражский замок – один из шедевров фортификационного искусства Тернопольской области, получивший широкую известность благодаря событиям, связанным с национально-освободительной борьбой украинского казачества под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого. В Збараже существовало укрепленное поселение еще во времена средневековья, но после разрушения монголо-татарами оно в течение многих веков не восстанавливалось, и только в 1626 году на замковой горе было решено построить мощный замок-крепость, который бы способствовал обороне города в тяжелое время. В XVII столетии региону, находившемуся под властью Польши, угрожали и русские войска, и войска расширяющейся на запад Османской империи, поддерживаемом крымским ханом.
Строительство мощного замка было осуществлено двумя братьями Збаражскими – Христофором и Юрием, именно их фамилия и дала название замку. Проект замка разрабатывал один из лучших архитекторов Фландрии – Ван Пеен. Первоначально Збаражский замок должен был строиться по проекту известного венецианского архитектора Винченцо Скамоцци, но проект был отклонен из-за недостатков фортификации – венецианский архитектор уделял больше внимания архитектуре и внешнему виду дворца, чем мощности оборонительных стен.
Однако замок так и не стал фамильной резиденцией Збаражских – сначала умер Христофор, затем Юрий, а наследников у них не было. Уже в 1636 году еще недостроенный замок стал собственностью семьи Вишневецких и превратился в одну из семейных резиденций. Первые князья Вишневецкие сразу после получения замка в собственность занялись укреплением мощных оборонительных стен. После смерти Януша Вишневецкого его замок унаследовал маленький Дмитрий, опекуном которого стал известный противостоянием с Богданом Хмельницким Ярема Вишневецкий. Прогуливаясь по старому замку, от экскурсовода можно услышать историю жизни этого врага украинского народа. Примечательно, что он сам был по национальности украинцем, а его мать финансировала строительство более 300 православных храмов по всему региону. После смерти родителей еще в детстве Ярема принял католичество, а все построенные его матерью церкви были уничтожены по его приказу либо превращены в католические костелы. До наших дней сохранилась только одна церковь – она находится у подножия замковой горы, а ее купола можно увидеть, прогуливаясь по замковой территории. В церкви покоится прах матери Яремы Вишневецкого, поэтому воевода побоялся разрушить этот православный храм. Существует легенда, согласно которой мать Яремы еще при жизни прокляла будущего вероотступника. Так или иначе, род Вишневецких скоро прервался. Наследники Яремы либо умирали в раннем детстве, либо так и не смогли продолжить род. И сегодня никто не знает, является ли это всего лишь совпадением, или Ярему настигло проклятие матери. В здании отреставрированного дворца можно увидеть портреты Вишневецких и их генеалогическое древо.
Замок построен на высоком холме, возвышающемся над речкой Гнизной, а при проектировании его оборонительных сооружений был учтен и рельеф местности. Со всех сторон замок окружают высокие казематированные валы, окруженные с внешней стороны глубокими рвами. Высота старых оборонительных стен достигала 12 метров, а их толщина вместе с земляной насыпью – 23 метра. По углам крепости находились мощные одноярусные башни и выдающиеся за основную территорию крепости бастионы. Поднимаясь на замковую гору, можно увидеть до сих пор сохранившийся глубокий ров, который в былые времена был намного глубже. Через ров в настоящее время построен каменный мост, пройдя по которому, можно увидеть одноярусную въездную башню. Замок и его оборонительные стены в плане квадратные, во время строительства в каждом углу находилась высокая мощная башня. Впоследствии верх башен был разобран, а сами башни были превращены в пятигранные бастионы, на которых расположили около 50 мощных пушек. Благодаря бастионам, замок стал практически неприступным – к нему было невозможно подойти, не попав под артиллерийский обстрел. На расстоянии 12 метров от замковых каменных стен были построены надежные казематы, а все свободное пространство между ними было засыпано землей – такая толстая земляная прослойка не давала возможности неприятельским пушкам пробить брешь в оборонительных стенах, через которую можно было бы проникнуть на территорию замка. Замок связан длинным подземным ходом с монастырским комплексом ордена Святого Бернарда, находившегося в самом городе Збараже, в низине.
От украинских казаков в 1648 году Збаражский замок не смогли защитить даже мощные укрепления – после семи недель осады крепость была взята. Ходят слухи о предательстве гарнизона, но, быть может, в действительности поляки просто не хотели признать боевые возможности и опыт казацких старшин, дальновидность гетмана Богдана Хмельницкого. События тех дней хорошо знакомы отечественным туристам по сюжету книги Генриха Сенкевича «Огнем и мечом» и ее современной экранизации польским режиссером Ежи Гофманом. В 1675 году замок был захвачен турками, а впоследствии восстановлен его владельцем Дмитрием Вишневецким. В 1734 году Збаражский замок был захвачен во время восстания гайдамаков. После смерти последних Вишневецких Збаражский замок перешел в собственность Юзефа Потоцкого, киевского воеводы. Наибольший урон старому замку принесло основание на его территории в 1840 году сахарного завода. Тем не менее, замок был восстановлен опять, после того, как его хозяином стал Тадеуш Нементовский. Не успела закончиться реставрация Збаражского замка, и началась Первая Мировая война, во время которой после захвата замка российскими войсками были взорваны все казематы. В годы советской власти во дворце находился Дом пионеров, а остатки оборонительных укреплений местные жители разбирали и использовали в качестве строительного материала для возведения частных домов.
Посреди территории замка находится двухэтажный дворец, построенный в стиле ренессанс. Полномасштабная реставрация, проводившаяся в 2000 году, еще полностью не закончилась. За прошедшее десятилетие были реконструированы оборонительные стены, очищены рвы от накопившегося в них векового мусора, отреставрирован в первозданном виде фасад дворца. Интерьеры дворца еще не восстановлены полностью – на первом этаже дворца реставрация продолжается, а на втором этаже дворца уже действует музей, экспозиция которого знакомит посетителей со старинными картинами, изображающими жизнь и быт украинского казачества, предметами быта, народной вышивкой – скатертями, рушниками, «вышиванками», а также керамической посудой. В сводчатых казематах, построенных в стиле ренессанс, в настоящее время также расположены музейные экспозиции – странное огнестрельное и холодное оружие, а также современные деревянные скульптуры, изготовленные учениками известного резчика по дереву Пинзеля.
Древние стены замка словно являются немыми свидетелями истории – замок посещали и Богдан Хмельницкий, и российский царь Петр I вместе с украинским гетманом Иваном Мазепой. На территории замка находится и превращенная в ресторан трапезная, восстановленная в средневековом стиле. Обед в этом месте позволит почувствовать дух ушедших эпох, а также отведать лучшие блюда украинской национальной кухни.


Страницы истории монастыря
Чудесное явление было на Волыне, на заре христианства, на одной их Почаевской гор, где ныне красуется Свято-Успенская Лавра с ее великими Святынями.
Золотыми крестами на золоченных куполах уходит она в высоту и, словно касаясь лазурного неба, осеняет восток и запад древней Волынской земли. Сменяют друг друга столетия, а Святая гора все также напоминает о вечности жизни, свидетельствуя о несокрушимости веры Православной, о силе единения в духе святом.
Дата её основания на этой Святой горе уходит своими корнями в глубину веков. 1240 год. Хан Батый захватил Киев. Монголо-татарское иго угнетает Православную Русь, разрушает всё святое. Киево-Печерские иноки идут на Волынь в поисках убежища и находят его на скалистой, покрытой густым лесом горе, где и поселяются. Сюда приносят они суровый аскетический дух преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а место своего уединения называют в память о реке Почайне - притоке Днепра, на берегу которой стоял некогда их монастырь.
Тогда же иноки сподобились благословения Матери Божией. Она явилась им на скале подобно неопалимой купине с короной на главе и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода. Явление это и было благословением и знаком заступничества Богоматери для набожных насельников недавно основанной ими обители и земли волынской, которая подобна древней виденой Моисеем купине горевшей, но не сгоравшей, останется целой и победоносной.
Слухи о них и о чудесном явлении Божией Матери собирают сюда всё больше и больше христиан для молитвы. Многие из них остаются на горе для несения монашеского подвига. Это и побудило иноков построить деревянную церковь у подножья горы, где все богомольцы смогли бы слушать службу Божию.
Вместо деревянной церкви иноки потом воздвигли новую каменную Свято-Успенскую церковь, которая положила в Почаеве начало храмового праздника Успения Божией Матери.
А маленькая пустынная обитель постепенно становится центром духовной жизни на западных землях Руси. В ней ищут христиане защиту от унии, которую уже насаждала Речь Посполитая с намерением обратить русинов в католическую веру Но покровительство Богоматери не замедлило тогда открыться рядом чудесных событий в исторической жизни обители и Волыни. Иноки
В 1597 году принимают явную небесную помощь Богородицы - местная помещица Анна Гойская дарует монастырю значительные земельные наделы, имения и самое дорогое сокровище - Чудотворный образ Божией Матери, завещав при том хранить Православную веру и обычаи Восточной Церкви на вечные времена.
Начинается новая эпоха в его долгой и славной истории. Игуменом обители становится Иов Железо, бывший игумен Дубенского Крестовоздвиженского монастыря. Родился он в Галиции в семье православных родителей и наречен был Иоанном. В десятилетнем возрасте удалился в Угорницкий монастырь и уже в 12 лет был пострижен в монашество с именем Иов в честь праведного Иова Многострадального. В 30 лет он принял священный сан и вскоре пострижен в великую схиму с именем Иоанн. В истории же обители и месяцеслове Церкви за многострадание и долготерпение подвижника сохранилось имя Иов. Подвиги и труды его привлекли внимание известного поборника Православной веры на Волине князя Константина Острожского и он умолил игумена Угорницкого монастыря отпустить "блаженноготрудолюбца" в его Дубенский монастырь "для показания образа иноческих подвигов братии сего монастыря". Более 20 лет подвижник возглавлял Дубенский монастырь. Он вел большую просветительную работу в защиту Православия, переписывал святоотеческие книги. По его совету и благословению в Остроге вышла первопечатная на славянском языке Острожская Библия. Народ любил и чтил преподобного Иова, но известность тяготила подвижника; он стремился к уединению. И вот, по внушению Божию, он - в Почаеве. Великий аскет, сторонник безмолвия и пустынножительства, он ревностно принимается за дело, посланное ему Богом, не гнушаясь и тяготами, связанными с духовным и материальным устроением обители. Ему суждено было стать светильником Православной веры у Западной границы Руси после заключения Брестской унии в 1597 году, показать истинный путь спасения всем отпавшим от Церкви и отеческого благочестия.
В 1628 году на Православном духовном соборе в Киеве он клятвенно обещал и скрепил свою клятву собственноручной подписью у мощей Киево-Печерских угодников вместе со всеми пастырями - участниками собора" в вере отеческой Православной крепко и неизменно стоять и об оступлении никогда не помышлять".
Благодаря подвигам и неустанным стараниям преподобного Иова была открыта школа и типография. В 1649 году построена на самой вершине горы церковь в честь Святой Троицы со стопой Богородицы в середине храма, - до этого след стопы более 400 лет оставался под открытым небом. Тогда же обитель была обнесена оборонной стеной, построены другие храмы, жилище для монахов, различные хозяйственные сооружения.
Доныне на улицах Почаева шумят трёхсотлетние липы, посаженные преподобным Иовом, а зеркальная вода выкопанного им на вершине горы колодца и пруда у подножья, и теперь свидетельствуют о великом, говоря словами его жизнеописателя, труде для развития монастыря, и только "самому Богу, тайная сердец человеческих проникающему, удобно их сочислити".
Столетним старцем окончил свой земной путь игумен Иов (l651г.), но вместе с Богородицей остаётся неизменным заступником древней православной святыни от посягательств иноверцев. Навеки запечатлено в памяти церковной событие Збаражской войны 1675 года.
Пятидесятитысячный отряд турок и татар под предводительством Нуреддина был отогнан от монастыря чудесным явлением над Свято - Троицкой церковью Царицы Небесной с распростёртым омофором в руках, с небесными ангелами и преподобным Иовом, прилежно молящимся Богородице, "да не предаст в неволю его монастыря".
А десятилетиями позднее, словно во исполнение библейского пророчества "и созиждут сынови инороднии стены твоя и царие их предстояти будут тебе" /Исаии 60,10/, явила Почаевская Святыня чудодейственную силу графу Николаю Потоцкому. Безудержный в своём магнатском произволе, он, за то, что лошади чего-то всполошились, понеслись и опрокинули коляску, три раза стрелял в своего кучера.
И уже в 1771 году на месте Древних церквей, небольших и разрозненных, начинает, за проектом архитектора Готфрида Гофмана, строить в стиле позднего барокко величественный трёхпрестольный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Расписывал храм уже в начале 19-го века львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время в 1874 году /после пожара/ обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым.
В живописи собора евангельские события и события связанные с историей монастыря и прославлением его Святынь. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский.
Кроме Успенского храма в этот период построен братский корпус, в котором живёт братия доныне, Пещерная церковь преподобного Иова. Пещерная церковь построена в 1774 году под терассой Успенской собора. Она как бы длинный коридор с большими окнами с правой стороны, а с левой - вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобного Иова и находится маленькая пещерка, где молился святой.
От входа в храм и вплоть до иконостаса, на сводах арочного плафона роспись, повествующая о крестном пути Спасителя, а на стенах эпизоды Его земной жизни. Венчает церковь резной из темного дерева иконостас.
Церковь эта, как бы обняв гору, навсегда соединил ась с величественным сооружением Свято-Успенского собора - шедевром искусства и отражением богатства небесного и человеческого разума.
В 1833 году указом Святейшего Синода монастырь был удостоен названия Лавра, и с тех пор год за годом приближался к нынешнему облику. В монастыре продоложалось строительство. С восточной стороны были построены Святые ворота, рядом с ними в доме, возведеном ранее, в 1835 году были устроены архиерейский дом И Крестовая церковь во имя апостолов Петра и Павла. Предполагают, что она была освящена в память посещения монастыря в 1711 году Петром 1, когда он отправлялся в Прутский поход вместе с архиепископом Новгородским Феофаном Прокоповичем, пострижеником Почаевского монастыря.
Трудами настоятеля и братии монастыря в последующие годы возводились новые сооружения: это церковь преп. Антония и Феодосия (под церковью преп. Иова), и Трапезная церковь во имя святой великомученицы Варвары, Похвальная церковь с пределом в память победы Божьей Матери над турками и татарами в 1675 году, это и колокольня, которая гармонирует с Успенским собором, и свечной завод, белая и ратушная гостиницы, аптека. Была устроена великолепная галерея перед храмом Успения. Существовала двухклассная церковно-приходская школа с трёхгодичным курсом обучения, иноческая школа, позолотня, типография, иконописная мастерская... С целью религиозно-нравственного назидания простого народа с 1887 года стал издаваться еженедельный журнал "Почаевский листок". Не забывают про обитель и паломники. С ранней весны до поздней осени идут они на поклонение её Святыням.
В 1906 году по инициативе архиепископа Антония Храповицкого (проект архитектора А. Щусева) начинается строительство большого Троицкого собора в древнерусском стиле...
Это была дань памяти прежнему храму, построенному Феодором и Евою Домашевскими ещё при преподобном Иове.